Сегодня электронное обучение в России начинает превращаться из дорогой и непонятной игрушки в эффективный инструмент развития персонала, повторяя путь, пройденный этой индустрией в США и Европе, где e-learning признается мощным средством стратегического управления компанией, а система дистанционного обучения (СДО, LMS) является столь же естественной частью IT-арсенала, как CRM и ERP.

Тем не менее, по результатам опросов, проведенных группой компаний Competentum (www.competentum.ru), до 80% российских HR-менеджеров не обладают достаточной информацией о том, какие возможности предоставляют системы электронного обучения персонала и электронные курсы. Результатом этого становится настороженное отношение к техническим новациям, которые в результате во многих компаниях внедряются и продвигаются сотрудниками отдела информационных технологий. Это, в свою очередь, порождает конфликты разделения полномочий и снижение эффективности работы всей организации.


Электронное обучение, по одному из определений, — это обучение с использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного обучения (например, с отправкой материалов по почте), e-learning, как его называют на западе, использует все преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и анимации, виртуальные тренажеры и т.д. В отличие от компьютерного обучения (CBT, computer-based training, когда пользователь работает один на один с ПК), электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу результатов обучения руководителю и сотрудникам кадровой службы, возможности совместной работы, консультаций и обсуждения, обмен опытом, поддержку преподавателя, и многое другое.


Теперь, разобравшись с определениями, давайте взглянем повнимательнее на основные составляющие электронного обучения в любой компании. Их три: методика (или модель) обучения, система управления обучением (СДО, LMS) и электронные курсы. В том или ином виде все эти компоненты присутствуют на данный момент даже в большинстве российских школ (только по одному из государственных грантов системы ДО и электронные курсы поставлены в 50 000 российских школ).


Методика или модель построения обучения — это вся совокупность целей и задач обучения, вытекающих из их требований к системе и курсам, правил и ограничений на процесс внедрения, методики оценки эффективности и возврата инвестиций. Обычно методика электронного обучения разрабатывается компанией в сотрудничестве с поставщиком решений в этой области. Некоторые компании даже оказывают услуги консалтинга и обучения HR-менеджмента и руководства компании основным аспектам построения такой модели.


Интересными методическими аспектами внедрения e-learning на данный момент является связь обучения с корпоративной культурой, место процесса обучения в организационной структуре компании (распределение ответственности и ролей), методика оценки возврата инвестиций в обучение персонала, модель существующих и требуемых ключевых компетенций персонала. Все эти аспекты внедрения следует тщательно рассмотреть и продумать еще до начала внедрения той или иной системы ДО, так как от них напрямую зависит успешность внедрения и удовлетворенность руководства компании.


Системы управления обучением (или системы дистанционного обучения, сокращенно СДО) на данный момент являются уже достаточно хорошо проработанными программами, устанавливаемыми на сервере в локальной сети компании или в Интернет. Такие системы предлагают как российские, так и зарубежные разработчики. Основные задачи СДО — хранение и доставка обучаемым электронных курсов, автоматизация тестирования, формирование отчетов о результатах обучения. Качественные системы ДО также дают сотрудникам отдела персонала и руководству организации возможности самостоятельно создавать электронные учебные курсы, использовать в процессе обучения уже существующие в компании документы, вести базу знаний, управлять эталонными и реальными профилями компетентности сотрудников, проводить автоматическую аттестацию персонала и оценку методом «360 градусов», интегрировать СДО с системами учета кадров  многое другое.


Важными и все более популярными особенностями СДО в последнее время стали механизмы управления компетенциями персонала и автоматизация аттестации сотрудников. Благодаря этим функциям менеджеры по персоналу могут решать гораздо больший объем задач, делать это более эффективно и творчески — всю рутинную деятельность по назначению и проверке тестов, обработке результатов, проверке соответствия требованиям и т.п. берет на себя компьютер. Даже в случае проведения оценки «методом 360 градусов» современная СДО может помочь сгенерировать и разослать опросники, собрать и обработать результаты по каждому оцениваемому и представить руководству и отделу персонала красивые отчеты по каждому из сотрудников.


Электронный курс — это объект в системе электронного обучения, являющийся основным носителем знаний компании. Он представляет собой структурированный материал по той или иной теме, решающий заранее определенные задачи обучения. Известно, что эффективность электронного курса может во много раз превышать эффективность печатных документов. Анимации, виртуальные ролевые игры, интерактивные модели и тренажеры, имитаторы оборудования и целые трехмерные миры помогают наглядно и увлекательно донести до сотрудника знания и умения там, где чтение текста, как правило, имеет малый эффект.


В области разработки электронных курсов можно выделить такие интересные направления, как педагогический дизайн (методика создания учебных курсов и материалов, максимально эффективно решающих поставленные задачи), адаптивное обучение (технология, позволяющая курсу «подстраиваться» под уровень знаний и предпочтения обучаемого) и методы формализации знаний компании и создания учебных курсов своими силами. Полезен также электронный вводный курс для сотрудника, который в наглядной форме позволяет рассказать об основных правилах поведения в компании и основах корпоративной культуры.


Итак, электронное обучение персонала становится одной из распространенных кадровых технологий. Более того, многие западные компании-лидеры считают свою систему "e-learning" важным конкурентным преимуществом. Электронное обучение позволяет достичь существенной экономии на поездках и командировках, приглашении тренеров, обработке отчетности. Немаловажно и то, что только с помощью дистанционных технологий можно в крайне сжатые сроки быстро и эффективно распространять знания по компании, не переставая получать обратную связь не только в виде скупых отзывов, как это обычно бывает с очными тренингами, но и в виде подробнейших отчетов о том, с какими результатами и в течении какого времени проходило обучение того или иного сотрудника, отдела, департамента, филиала.


Конечно, "e-learning" вряд ли полностью заменит очное обучение и тренинги, на которые сотрудникам так приятно ездить, и результаты которых далеко не всегда измеряются. Однако в ближайшие годы массовое обучение и аттестация персонала крупных распределенных российских компаний будет, как и на западе, на большой процент проводиться с использованием именно этих средств.

11-02-2009
Print
 
Список комментариев