Если вы используете СДО для проекта онлайн обучения, то наверняка знаете, что разработка курсов неразрывно связана с педагогическим проектированием. Но те, кто уже попробовал создавать курсы самостоятельно, вероятно, согласятся, что все не так просто. Как стать экспертом в педагогическом проектировании? Как разработать эффективный курс для онлайн обучения? Чтобы найти ответы на эти и другие животрепещущие вопросы, мы решили посоветоваться с опытным проектировщиком и гуру онлайн обучения – Джорджем Джекелем.

Джордж, вы проектировщик обучения в Университете штата Юта. Вы бы не могли рассказать читателям нашего блога, что такое педагогическое проектирование и чем занимается проектировщик обучения? Это явно нечто большее, нежели простое создание курсов. Верно?

Джордж: Проектировщики обучения создают "...впечатления, которые делают получение знаний и навыков более эффективным, продуктивным и приятным." (Меррил и соавторы, 1996) источник. Мне хотелось бы поделиться своими мыслями, приобретенными в контексте сферы, в которой у меня больше всего опыта: онлайн курсы для высшего образования, предоставляемые на базе системы дистанционного обучения специалистом узкого профиля.

С 2008 года я создавал курсы для Университета штата Юта, а также других общественных, частных и благотворительных учреждений образования. Я обнаружил, что для объяснения процесса педагогического проектирования курса удобно использовать аналогию с постройкой дома. Роль Проектировщика обучения сравнима с генеральным подрядчиком.

Генподрядчик должен понимать основы закладки фундамента, конструирования, электрификации, водопроводных работ и многое другое, но он или она не являются специалистами во всех данных областях. Генподрядчик должен быть специалистом хотя бы в одной области – остальные работы передаются субподрядчикам. Когда ситуация того требует, хороший генподрядчик всегда готов вмешаться и помочь выполнить работу.

Проектировщик обучения работает в таком же ключе. И как дома под заказ становятся все более распространенными, так и проектировщик обучения может видеть смысл в разработке кастомного «проекта» курса, основанного на доступных ресурсах. Основным источником ресурсов является автор курса - специалист узкого профиля.

Опытный Проектировщик обучения знает, что курс должен отвечать представлениям, знаниям и опыту специалиста узкого профиля. Визуально это можно представить в виде 3D концепции ТПК (технологического педагогического контента), которую я разработал.

TPAK

3D концепция ТПК – это расширенная версия модели ЗТПК (знаний о технологическом педагогическом контенте):

3D концепция ТПК

Каковы основные секреты разработки эффективного курса онлайн обучения? Что необходимо помнить проектировщикам обучения, когда они создают среду для онлайн обучения?

Джордж: Судя по моему опыту, чрезвычайно важно начать с того, чтобы разобраться, какие ресурсы доступны при создании курса. Есть соблазн начинать с задач курса, предполагаемых результатов, предмета или других «идеальных» целей. Но это не учитывает того, что большинство проектов определяются тремя прагматичными переменными: бюджетом, объемом работы и графиком.

В контексте создания онлайн курсов для высшего образования, преподаваемых специалистом узкого профиля, для успеха критично понимание его или ее взглядов, знаний и методик, имеющих отношение к образованию для взрослых, контенту и технологиям. Я часто задумывался о том, что даже если удвоить доступное количество денег и/или времени, то это мало отразится на проекте курса, если он не ориентирован на конкретного специалиста узкого профиля. Высшая цель направленного на учащегося – и направляемого учащимся, когда это возможно - обучения, как я это вижу, никогда не будет достигнута, если курс, который я разрабатываю, не станет подчеркивать сильные стороны специалиста узкого профиля и нивелировать его слабости.

Я приверженец простых и линейных проектов курсов—особенно для курсов, которые создаются впервые и полностью будут проводиться онлайн. Пока от первой партии студентов не получено отзывов, основное влияние на проект курса оказывает автор-специалист узкого профиля. Мои знания и опыт являются вторичным фактором, а отзывы студентов используются в качестве вспомогательного фактора. По мере того, как появляется информация по курсу, эти роли могут сдвигаться. Я разработал матрицу, которая называется Определяемая Данными Эволюция Проектов, чтобы предоставить визуальную модель данного процесса:

Матрица данных эволюции проектов

Первоисточник

Какие изменения вы наблюдали в сфере педагогического проектирования за последние годы и какие дополнительные изменения по вашему мнению произойдут в ближайшем будущем?

Джордж: Все больше учебных ресурсов и видов деятельности переносятся онлайн, а кроме того существует все растущая потребность в предоставлении этих материалов в адаптивных форматах (где вид определяется устройством пользователя), поэтому я считаю, что у проектировщиков обучения есть прекрасная возможность встраивать в проекты курсов наработанные методы, обеспечивающие доступность/удобство в эксплуатации. Я вижу доступность и удобство в эксплуатации как две стороны одной медали. Средства разработки интерфейса типа HTML, JavaScript и CSS развиваются и расширяют свои возможности. Благодаря библиотекам и средствам разработки с открытым исходным кодом, таким как jQuery и BootStrap, проектировщики получают инструменты, которые необходимы им для создания “... эффективных, продуктивных и приятных” проектов, доступных для ВСЕХ студентов.

Существует множество моделей, методик и теорий педагогического проектирования. У вас есть особые предпочтения?

Джордж: Мой опыт показывает, что ADDIE – это сильная модель педагогического проектирования, которая работает во многих контекстах. В 2008 году Тэй Леон, Джоел Гарднер и я разработали модель для нашего специфического контекста: онлайн курсов для высшего образования, предоставляемых на базе системы дистанционного обучения специалистом узкого профиля. Она называется модель OAR (Цели-Действия-Ресурсы):

модель OAR (Цели-Действия-Ресурсы)

26-01-2016
Print
 
Comments List