В настоящее время множество учебных заведений занимается профессиональной подготовкой людей с нарушением слуха и это здорово. Мы также несколько раз получали вопросы, касающиеся валидности нашей LMS для людей с ограниченными возможностями. Данная тема является важной, и мы решили не оставлять ее без внимания. После анализа ситуации, сложившейся в сфере образования слабослышащих людей, мы пришли к выводу, что здесь не все так гладко, как хотелось бы.

Большой проблемой является нехватка сурдопереводчиков. Эта профессия не распространенная, специалистов мало, высокими зарплатами похвастаться учебные заведения не могут. Поэтому очень часто получается следующая картина: сидит группа студентов с нарушением слуха и стоит преподаватель, не знающий языка жестов. Что ему делать? Сурдопереводчика нет: не нашли, работает только в определенное время, заболел и т.п. Хорошо если в такой ситуации есть мультимедийная установка и можно показать учебный материал, например, в виде презентации. Это решило бы часть проблемы. Но к сожалению далеко не все классы оборудованы должным образом. Есть реальные случаи, когда преподаватель стоит и пишет конспект лекций на доске мелом, а студенты сидят и переписывают себе в тетрадки... Понятно, что можно распечатать материал и раздать учащимся, однако что в таком случае делать с ними преподавателю на занятиях?

Выход из данной ситуации напрашивается сам - дистанционное обучение.

Можно полностью заменить очный учебный процесс дистанционным, либо организовать дистанционное обучение в качестве поддержки основного учебного процесса. Рассмотрим инструменты, которые смогут преобразить процесс обучения людей с ограниченными возможностями.

  1. Проведение web-конференций (вебинаров). Данный сервис позволяет в реальном времени проводить интерактивные занятия. Самым важным моментом здесь является возможность использования web-камер и видеозапись уроков с возможностью последующего воспроизведения в любое удобное время. Web-камера будет показывать учащимся сурдоперевод объясняемого материала, а сам материал будет на экране, например, в виде презентации.
  2. Форумы. Форумы широко применяются для поддержки обучения, как в школах, так и в ВУЗах. Технология форумов позволяет создавать группы пользователей, организовывать тематические обсуждения и др. Так же к сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов, писать комментарии.
  3. Чат – позволяет обсуждать учебные проблемы в режиме реального времени. Можно организовать коллективный чат с преподавателем для работы над сложными темами. Это позволит выявить пробелы в знаниях у учащихся и качественно их заполнить.
  4. Тесты. Тесты являются важным контрольным пунктом в проверке знаний учащихся. Очень важно, чтобы виды вопросов в тестах были разнообразные, такие как множественный выбор, единичный выбор, заполнение пробелов, выбор соответствий и др.
  5. Выполнение заданий. Большинство LMS позволяют очень гибко контролировать выполнение индивидуальных и домашних заданий. Преподаватель может использовать систему комментариев для внесения пояснений, может организовать конкурс с рейтинговой системой оценки работ.

Средствами LMS можно также организовать online-защиту курсовых работ и многое другое. Данным набором инструментов обладает большинство современных систем дистанционного управления обучением, в том числе и наша система Joomla LMS.

Очевидны преимущества использования систем дистанционного обучения перед стандартным обучающим процессом для данной группы пользователей. Система ДО будет здесь не просто системой организации дистанционного обучения, но и социальной площадкой для общения учащихся, как между собой, так и с преподавателями. А ведь для людей с нарушениями слуха это очень важно.

01-10-2010
Print
 
Список комментариев