Приходится признать, что, несмотря на многие и весьма значительные достоинства бывшей советской системы образования, учиться у нас (особенно в вузах - это становится все заметнее по мере взросления) — не всегда интересно. Едва ли не большинство выпускников российских институтов и университетов сохранили воспоминания о томительно тянущихся лекциях, нудных объяснениях, казенным языком написанных учебниках. Смысл упорно ускользает от тебя, и чувствуешь, что отстаешь от курьерского поезда, уносящего вперед мысль преподавателя. А как результат — напряженные семинары, непонятные лабораторные работы, нервная сдача экзаменов. В итоге основная цель учёбы — сохранить требуемые сведения в голове до зачета или экзамена. А потом благополучно забыть. Начисто.

И студентов ведь можно понять. Они прекрасно видят, что слишком часто преподаваемые знания не имеют практической ценности, что жизнь, общество, наука давно ушли вперед.


Нынешняя политика модернизации российской образовательной системы в целом ориентируется на общемировой и, в частности, на американский опыт. Многие этим недовольны, ведь не однажды уже было сказано о преимуществах российского образования по сравнению с американским. Дескать, и четкой системы у них в преподавании нет, и учатся студенты за оценку, и широкого кругозора такое высшее образование не дает.


Спорить не будем, недостатки есть и весьма значительные. Но если вспомнить, что американский диплом считается одним из самых востребованных и престижных во всем мире, становится понятно, что все-таки здесь есть что перенимать и использовать. США на данный момент — безусловный лидер по использованию современных информационных технологий и Интернета в образовании. Использование новейших достижений и разработок позволяет американским студентам спокойно учиться и делать это с комфортом. Они могут сдавать тесты, делать домашние задания там и тогда, когда им удобно, повторять непонятные темы и изучать новые — в тех объемах, в каких это необходимо им для понимания. Преподаватели с применением того же Интернета могут проводить постоянный мониторинг успеваемости своих учеников, что не дает закостенеть системе преподавания, а студентам — безнадежно отстать.

11-02-2009
Print
 
Comments List