В качестве примера, характеризующего положительный опыт педагогов США, можно привести пример о практике комплексных обучающих пособий, получившей в Америке широкое распространение. Суть ее заключается в том, что донесению информации служит не просто отдельный учебник, но и, например, Интернет-сайт, сопровождающий информацию, данную в учебнике, практическим материалом.

Для примера возьмем крупнейшую американскую группу издателей учебной литературы — Thomson Learning. Понятно, что в Америке, стране больших возможностей и очень дорогого образования, учебников действительно много. Это богатый рынок с жёсткой конкуренцией, и подавляющее большинство учебных материалов подготовлено на хорошем теоретическом и выполнено на отличном полиграфическом уровне. И тут в игру вступают такие весомые конкурентные преимущества, как поддержка обучения через Интернет.


Покупает, допустим, студент учебник по математике, в этом учебнике находится PIN-код. Зайдя на определенный сайт в Интернете и воспользовавшись этим кодом, он будет уже не просто листать учебник, а, в соответствии с содержанием каждой главы, решать задачи, проходить тесты, смотреть интерактивные модели. Все его результаты будут автоматически проверены и учтены, а если с какой-то темой возникнут затруднения, то он может попрактиковаться; изучить пошаговый разбор задач с подробными объяснениями; проделать столько сходных заданий, сколько необходимо для того, чтобы понять алгоритм решения; еще раз проверить свои силы в тестах. Очевидно, что это и удобно, и эффективно.


Группа Thomson Learning и создала проект ВСА с целью использовать преимущества, предоставляемые повсеместным распространением "паутины". Проект — это та самая, комплексная, Интернет-система дистанционного обучения, интегрирующая обучение, тестирование и систему управления курсами. Очень важно, что содержание проекта опирается именно на материалы учебников, издаваемых компанией.


Все учебные материалы по университетским курсам — теория, тесты, задачи, задания сервера коррелируются с определенной темой, главой или вопросом одного из учебников, на основании которых и строится программа учебного заведения. Система используется в колледжах и университетах Америки, как для поддержки обычного очного учебного процесса, так и для дистанционного обучения. Ежедневно сервер посещают свыше 50 000 пользователей примерно из 300 учебных заведений по всем Соединенным Штатам. В число вузов, пользующихся именно этой системой, входят такие известные университеты, как MIT (Massachusetts Institute of Technology) и The University of Texas в Остине.


Понятно, что популярность эта не случайна и говорит, скорее всего, о реальных преимуществах такой системы. Кратко опишем самый простой и, пожалуй, самый распространенный метод использования возможностей сервера. Преподаватель заходит на сайт и, введя свой PIN-код (указанный, например, в учебнике или методическом пособии), создает свою страничку (при этом не требуется даже регистрироваться). Используя обширнейшую тестовую базу (свыше 200 тысяч тестов, задач, заданий по различным предметам), он формирует задание в соответствии с изучаемой темой и своими представлениями о методике обучения. Ссылку на задание он рассылает своим студентам, и они его выполняют в режиме онлайн. Результаты автоматически проверяются системой, заносятся в электронный журнал успеваемости и высылаются преподавателю. Так как использование ресурсов сервера предельно упрощено, сложно даже подсчитать точно, сколько преподавателей из скольких университетов ежедневно прибегают к помощи ВСА.


Что и говорить, студентам такая форма обучения тоже очень удобна. Можно изучать нужную тему в индивидуальном режиме, выполнять задания в любом месте и в удобное время. Самостоятельно решать, моделировать, конструировать и чертить всегда гораздо интереснее, чем читать или пассивно присутствовать на лекции.


В американских университетах семинарская форма занятий вообще не принята, как это ни удивительно для нас. Их обучение — это, как правило, только лекции, и со многими своими студентами преподаватель встречается во время экзаменационного тестирования в конце семестра. И судить о том, насколько удачна его манера преподавания, что поняли его ученики из объяснений, он тоже сможет лишь по окончании учебного курса. В этом вопросе стандартная ситуация в вузе США весьма схожа с российской — но найден удачный способ ее разрешения: в течение семестра регулярно проводятся тестирования, преподаватель отслеживает усвоение сложных тем и корректирует чтение курса с успеваемостью аудитории. В данном случае именно наличие Интернет-поддержки вовлекает студента в сам процесс обучения.


Основным средством мониторинга успеваемости в американских школах, колледжах и университетах традиционно служат тесты. Обычно используются два основных вида тестов: true/false (да/нет) и multiple choice (выбор из нескольких альтернатив). Американские студенты называют тесты вида true/false «угадайкой» и по понятным причинам любят их значительно больше, чем multiple choice, в которых угадать сложнее и требуется что-то знать по теме.


Понятно, что и списывать при тестировании значительно легче, поэтому большинство заданий в банке тестов сервера составляют алгоритмические задачи. Это задачи, в условиях которых все числовые значения генерируются случайным образом из заданного определенным алгоритмом множества. И каждый студент в одинаковых, по сути, заданиях получает разные исходные цифры, соответственно, и ответ у каждого получится свой. При этом правильность решения проверяется компьютером, а, значит, у преподавателя не возникает дополнительный объем работы по проверке множества разных вариантов.


Получается, что студент, решая задачи определенного типа, каждый раз видит новые численные значения, а компьютер никогда не устает их проверять. Удобны алгоритмические задачи и для работы офф-лайн: например, преподаватель может распечатать задания для всей аудитории, и в одинаковых задачах во всех вариантах будут разные числовые значения.

11-02-2011
Print
 
Comments List